Вопросы к священнику

Вопрос:

Здравствуйте, Владыко! При чтении Библии возникает немало вопросов. Вот один из таких вопросов. Как говорится в библии: не судите, да не судимы будете. Как не судить коррумпированных чиновников, правителей, разваливших великую страну, священников, благословляющих браки однополых, покойников, всю жизнь творивших зло? Или ограничиваться только мнением без какого-либо осуждения?

Еще один вопрос. в отличие от служб в католической церкви, где верующие во время богослужения сидят на скамьях и имеют тексты псалмов, в православной церкви приходится стоять во время богослужения, что крайне сложно для пожилых людей, к тому же нет текстов песнопений. Как объяснить такую ситуацию? 

Спасибо.

 

Валерий

Ответ:

     Здравствуйте, Валерий.
      Не судить - не значит одобрять или соглашаться. Фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7;1-5), как и повествование о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8; 1-11), указывает не только на то, что человек судящий (осуждающий) другого имеет свои какие-то грехи, но прежде всего на то, что имея свои грехи их не видит. Там же (Мф. 7;1-5) о соотношении греха другого человека к моему собственному  дается такой образ - грех другого, каким бы он ни был большим, для меня соломинка в его глазу, мой грех, каким бы он ни был маленьким, для меня бревно в моем глазу. И предлагается вынуть сначала бревно из своего глаза, и только потом соломинку из глаза ближнего.  
      Способность видеть грехи других, для нас является возможностью увидеть грехи свои. Конечно. мы часто говорим: я-то так не грешу. Но ворующий миллионы и ездящий "зайцем" при огромной разнице в "доходах", имеют одну страсть - сребролюбие. Предпочитающий однополую "любовь", предпочитающий "свободную любовь" и хождения "налево", и тот, кто "всего лишь" "раздевает глазами" - имеют одну страсть - блуд. И часто так случается, что ездящий "зайцем" не ворует миллионами только потому, что не имеет такой возможности. Об этом мы просим в молитве "Отче наш" - не введи нас во искушение...  И в этом смысле, фразы "И остави нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим" и фраза "Не судите, да не судимы будете" почти тождественны.
      ​По второму вопросу. Если проблема только в возможности пожилым людям сидеть во время богослужения и текстах песнопений, то практически во всех храмах есть скамьи или стасиды чтобы те, кому трудно стоять, могли сидя молиться. Конечно они не представляют собой стройные ряды зрительного зала, как у католиков, а расположены вдоль стен храма.
     По поводу текстов богослужений, те, кто ходит регулярно и осознанно в храм, как правило эти тексты знает наизусть.  Эти тексты (а также их объяснения) можно найти в церковных лавках, церковных библиотеках или в интернете (на сайтах или приложениях). 

С уважением, священник Евгений.