Вы здесь

Зачем Церковь собирает Деньги? (Вопрос - Ответ)


1. Какие услуги являются платными? (весь перечень и стоимость, если таковые есть)

       Православная Церковь не оказывает никаких услуг ни платных, ни бесплатных. Термин «оказание услуг» неприемлем к духовной жизни Церкви, к богослужениям, таинствам и обрядам. Благодать, прощение грехов, дары Святого Духа, общение с Богом невозможно ни купить, ни продать. Переступая порог храма, человек входит в особую область отношений с Богом и с людьми, где нет места привычным для многих сфер общественной жизни товарно-денежным отношениям. К богослужениям, которые совершаются в храмах и на дому по просьбам верующих – Крещение, Исповедь, Причащение, Соборование, освящение квартир или средств передвижения, отпевание усопших – термин «услуги» не приемлем.

 

2. Из чего складывается цена, от чего она зависит? Меняется ли со временем?

      Все богослужения, таинства и священнодействия не являются платными, на них не существует какой-либо цены. С древнейших времен существует традиция сопровождать совершение священнодействий добровольным, посильным пожертвованием. Человек, отдает часть своих материальных средств на различные благие цели, в том числе – на содержание храма и тех, кто в этом храме служит Богу. В Ветхом Завете была установлена «десятина» - десятую часть своих доходов верующий жертвовал на Иерусалимский храм. В Новом Завете мы читаем, как во времена апостольские христиане жертвовали все необходимое для существования церковных общин. Эта традиция продолжается и по сей день. Христианин в соответствие со своим достатком творит дела милосердия – помогает бедным и обездоленным, поддерживает людей попавших в беду, и часть средств отдает на то, чтобы приход, к которому он принадлежит, жил и развивался. Жертва – это одна из сторон личной духовной жизни, наряду с молитвой, чтением Священного Писания и участи в таинствах. Несомненно, каждый жертвует по мере своих сил и внутреннего расположения. Если человек не имеет средств, то никакой материальной жертвы от него не требуется.

      В соответствии с христианским вероучением (мы это видим на примере евангельского рассказа о бедной вдовице (Мк. 12:41-44; Лк. 21:1-4)) объем  пожертвования  должен соответствовать материальному положению человека. Главное в жертве – расположение сердца, желание помочь отдельному человеку или всей приходской общине. Апостол Павел так писал об этом: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2Кор. 9:7).

 

3. Влияют ли глобальные экономические процессы на измерение цен? (Инфляция и и.д)

       Термин «цена» не приемлем по отношению к таинствам и богослужениям. Человек может принести посильное добровольное пожертвование. В советское время, когда все получали одинаковую заработную плату, постепенно среди прихожан установилась средняя приблизительная сумма такового пожертвования. В какой-то форме она перенеслась и в наши дни. В это же время среди далеких от Церкви людей появилось отношение к жертве как к плате за услуги. Очень часто прихожане спрашивают, сколько жертвуют за совершение соответствующих богослужений другие верующие. И работники храмов в зависимости от местной сложившейся традиции могут озвучивать принятую на этом приходе сумму пожертвования, как рекомендуемую.  Человек вправе пожертвовать как большую, так и меньшую сумму или вообще не совершать пожертвование, если у него тяжелое материальное положение. Поэтому совершенно некорректно называть многовековую традицию пожертвований ценами на услуги.

 

4. Выделяются ли средства на содержание храма, комуслуги и зарплаты священнослужителей? Если нет, из каких средств это оплачивается? 

       А куда же расходуются пожертвованные суммы? Никаких секретов в это нет. Известно, что Церковь в нашей стране не получает финансовой поддержки от государства, а существует только на добровольные пожертвования прихожан. Для верующего человека Церковь – это его дом, его семья. Ни у кого  ведь  не возникает вопросов, что необходимо содержать свой дом и свою семью?! Поэтому посильное материальное участие каждого верующего человека в содержании и обеспечении деятельности своего храма никогда не вызывало никаких возражений и недоумений. Наоборот, о каком христианстве, о какой вере можно говорить, если человек не принимает никакого участия в жизни Церкви?

      Ведь необходимо выплачивать содержание священнослужителям (как правило, многодетным), оплачивать коммунальные услуги храмов и духовно-культурных центров (электричество, отопление и т.п.), реализовывать проекты просветительской, культурной, молодежной и благотворительной направленности. Возведение же или ремонт храмов возможны, только если найдутся люди, способные дать благотворительные пожертвования в соответствующих строительству объемах.

     Больших денежных затрат требует сфера духовного образования и просвещения: за счет пожертвований существует Алма-Атинская православная духовная семинария и работают духовно-культурные центры, воскресные школы для взрослых и детей, библиотеки и музеи, проводится научная и исследовательская работа, организовываются концертные программы. Значительную часть пожертвованных средств Церковь расходует на социально-благотворительную работу – при многих приходах существуют центры оказания помощи малоимущим, инвалидам и пожилым людям; около двадцати лет под Алма-Атой действует обитель милосердия, включающая детский приют и дом престарелых; за сотнями одиноких  пожилых людей на безвозмездной основе ухаживают монахини монастырей Митрополичьего округа и сотрудницы казахстанского православного сестричества милосердия.

     Материальные средства жертвуются как наличными деньгами, так и по безналичному расчету – на расчетный счет прихода. Наличные средства жертвуются либо через приобретение каких-либо предметов для богослужения – свечей, масла, ладана, веществ для таинства Евхаристии, либо через специальный ящик для пожертвований, который во внебогослужебное время вскрывается в присутствии ревизионной комиссии и полученные средства оприходываются и передаются в кассу храма. Из этих пожертвований складывается бюджет храма. Очень часто городские храмы, имеющие более крупные пожертвования, помогают сельским храмам, которым  не хватает средств на собственное существование.

 

5. Назовите сумму заработной платы священнослужителей? (Если это отрытая информация) 

        Выплаты на содержание священнослужителей (некорректно называть заработной платой) даже в самых больших городских храмах не превышают  среднюю зарплату по региону. Как правило, священнослужители сельских храмов живут за счет собственного подсобного хозяйства, поскольку средств от пожертвований прихожан в лучшем случае с трудом хватает на оплату коммунальных услуг и выплату минимального содержания.  Если у отдельных священнослужителей и имеются какие-то материальные ценности, то они являются исключительно подарками отдельных состоятельных прихожан, которые они передают  священнику в благодарность за его служение.

 

6. Можно ли узнать средний объём пожертвований? (Если это открытая информация).

       Бюджет храмов очень сильно отличается в зависимости от региона и наличия православных христиан в регионе, от их активности, а также наличия у храма благотворителей. Поэтому говорить о среднем бюджете приходов невозможно.

      Финансовая составляющая деятельности Православной Церкви в Казахстане в настоящее время совершенно прозрачна, существуют внутренние ревизионные комиссии действующие на всех уровнях – на приходском, на епархиальном и в целом на уровне Митрополичьего округа. Религиозные объединения исправно выплачивают все установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан налоги и социальные отчисления. Всё прохождение денежных средств фиксируется бухгалтерией религиозных объединений. К этим сведениям всегда легко получить доступ контролирующим государственным органам. Каждый храм ежеквартально сдает отчет в налоговые органы по установленной государством форме.